Во вторник, 13 января, в Риге на Домской площади состоится акция протеста, которую организуют партия "Другая политика" и более 20 общественных организаций. Будет звучать требование распустить Сейм, который не желает учитывать мнение народа.

«Мы не можем и не хотим дальше смотреть на то, как государство разменивается и унижается некомпетентными и корыстными сделками политиков. Мы не хотим смотреть, как высокомерные политики отказываются говорить с наемными работниками и работодателями, крестьянами, учителями, полицейскими, книгоиздателями, мамами, пенсионерами и инвалидами, отказываются говорить с народом Латвии и учитывать его мнение о том, что важно для государства», — говорится в обращении организаторов ко всем жителям страны.

Накануне первого серьезного политического события 2009 года «Час» встретился с сопредседателем партии «Другая политика», депутатом Сейма Айгарсом Штокенбергсом (на снимке).

С чем идут на площадь?

- Дата проведения митинга — 13 января — была выбрана случайно? Или имеют место какие-то ассоциации с 13 января 1905 года — днем, когда в Риге состоялась массовая демонстрация трудящихся?

- Для меня 13 января ассоциируется не с событиями 1905 года, а с событиями 1991 года — временем баррикад, в те дни я сам был на Домской площади… Конечно, можно изучать историю, ссылаться на исторические события, случившиеся в какой-то конкретный день, и проводить определенные параллели. Но важно не это, важно, как мы все будем жить дальше.

- Сколько человек, по вашим расчетам, придут во вторник на Домскую площадь?

- Заявку мы подали на две тысячи. Но, по последней информации, участников будет намного больше.

- И главный лозунг митинга: «Сейм в отставку!»?

- В акции протеста примут участие различные организации, и требования, которые они выдвигают, различаются. Мы, партия «Другая политика», считаем, что нынешний Сейм должен быть распущен, что люди, которые сегодня находятся у власти, показали свою некомпетентность, а во многих случаях — и нечестность. С требованием распустить Сейм согласились и некоторые другие организации, которые будут участвовать в митинге. И, конечно же, всех нас объединяют экономические требования: мы не понимаем, почему экономический кризис надо решать за счет тех, кому сегодня и так нелегко…

- Хорошо, допустим, что Сейм будет распущен, и что потом? Начнется новая предвыборная кампания, и все политики будут думать только об одном — как попасть в следующий парламент. И до решения экономических проблем руки просто не дойдут…

- Нет! Я не согласен! Выборы нового Сейма должны проходить в соответствии с новым законом о выборах. Именно такой вариант предлагает общество «Другая политика». Нынешняя система выборов позволяет «втаскивать» в парламент людей, за которых избиратели не голосовали…

- И что вы предлагаете изменить?

- Во-первых, мы считаем, что кандидат в депутаты может баллотироваться только по одному избирательному округу, а не быть локомотивом сразу в нескольких. Во-вторых, следует изменить порядок финансирования партий. Сегодня латвийские партии финансируют частные спонсоры, что закономерно приводит к тому, что партии идут у этих спонсоров на поводу. Наши партии слишком зависимы от своих спонсоров, от этого страдают и качество демократии в Латвии, и экономическая политика страны. Поэтому мы выступаем за финансирование партий из госбюджета, хотя хорошо понимаем, что очень многим в Латвии это не понравится.

- Конечно, люди спросят, почему они должны платить еще и за политиков…

- Потому что нынешняя система финансирования партий нанесла Латвии огромный материальный ущерб. Подумайте, проанализируйте, в чью пользу приняты, например, многие решения о приватизации, и вам все сразу станет ясно. Государство потеряло намного больше того миллиона, который требуется на содержание всех латвийских партий в течение года…

- Но ведь новый закон о выборах Сейма и закон о финансировании партий еще надо принять!

- Все можно успеть. До выборов нового Сейма у нас будет по крайней мере полгода. И кое-что в этом направлении уже сделано. Под давлением оппозиции правительство на прошлой неделе утвердило новую концепцию, предусматривающую финансирование партий из бюджета. Так что все можно сделать, если, конечно, есть политическая воля.

- А если политической воли не будет?

- Во всяком случае мы, общество «Другая политика», от своих принципов отступать не собираемся. И наши кандидаты в депутаты Сейма будут баллотироваться только по одному округу.

Митинг как катализатор

- И все-таки что в жизни страны может изменить один, даже очень массовый, митинг?

- Ни один митинг не может сразу же радикально изменить ситуацию. И, конечно же, в среду, 14 января, мы не проснемся в другой стране. Но вспомните конец 80-х — начало 90-х годов. Тогда изменения в общественном сознании тоже произошли не сразу, но массовые мероприятия стали одним из способов мобилизации людей, активного включения их в политику. Но если все будут сидеть по домам, то уж точно ничего никогда не изменится!

- Можно предположить, что будет происходить на митинге. Все будут говорить о наболевшем: пенсионеры — о том, что надо повысить пенсии, крестьяне — о том, что им надо увеличить дотации, представители разных профессий — о том, что надо повысить зарплату… Но денег-то все равно нет!

- Все не так однозначно. Все прекрасно понимают, какой сегодня является реальная ситуация с финансами. Так, например, крестьяне отдают себе отчет, что у государства нет денег, чтобы радикально увеличить им выплаты. Но они просят ликвидировать многочисленные инспекции, которые сегодня вправе постоянно контролировать их работу. Таких инспекций у нас насчитывается ровно тринадцать! И все их работники получают зарплату! Почему бы не оптимизировать работу этих структур?

Есть конкретные предложения и по упрощению механизма сбора налогов. Ну почему небольшое предприятие, оборот которого составляет, скажем, тысячу латов в месяц, должно подавать сложные бухгалтерские отчеты? Почему нельзя платить конкретный налог — например, 8-12 процентов от оборота? Все очень просто. И никаких финансовых затрат такие шаги не требуют!

- У вас есть и конкретные поправки к стабилизационному плану правительства?

- Конечно. Как сегодня сокращаются зарплаты? Всем на 15 процентов — и тем, кто получает 300 латов, и тем, кто получает четыре тысячи латов! Но так нельзя. Мы предлагаем не сокращать зарплаты, не превышающие две минимальные.

Идем дальше. Подоходный налог сокращен с 25 до 23 процентов. И сокращен он для всех одинаково. Почему? Почему не оставить богатым 25-процентный подоходный налог? А тем, кто получает зарплату на уровне прожиточного минимума, не сократить подоходный налог до 20 процентов? Математически мы получим тот же результат, но основанный на принципе элементарной справедливости.

Скажите, почему налог на добавленную стоимость на книги должен составлять 21 процент? Финансовый выигрыш от этого минимален, может быть, около миллиона латов. Но такой подход говорит об отношении. Почему бы не ввести более высокий налог на автомобили класса люкс? По деньгам казна получит столько же! Но это будет справедливо. Но у нас все проблемы предпочитают решать за счет бедных, а не за счет богатых.

- Как вы оцениваете ближайшие перспективы жизни Латвии — оптимистично или пессимистично?

- Мое настроение никакого значения не имеет. Я живу в этой стране и буду жить в этой стране. И если я сегодня что-то могу сделать в политике, я это делаю. Более того, я уверен, что это долг каждого из нас — сделать что-нибудь, чтобы жить в стране стало лучше. Еще раз повторяю: ничего никогда не изменится, если люди будут по-прежнему сидеть по домам!

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!