В сентябре этого года фирма Sonex Riga обратилась в Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) с требованием оценить процедуру проведения конкурса на поставку компьютеров для латвийских школ. "Безусловно, чем больше конкурс, тем жестче конкуренция. Но такого бардака я еще не видел", — заявил Kb директор Sonex Riga Янис Ушвилс. Бюро по надзору за госзакупками на днях подтвердило — Sonex Riga отказали безосновательно.
Непростым путем

Итак, вводная: объявлен конкурс на поставку для латвийских школ 1111 компьютеров. Заказ солидный. Интересен многим. И эти многие сразу же удивились, что конкурс был объявлен в "сжатом" виде: победитель определялся методом переговоров. Удивление постепенно переросло в нехорошие предчувствия. Дело в том, что процедура конкурса достаточно разработана. Например, после объявления его результатов по закону в течение 6 дней решение конкурсной комиссии может обжаловаться через Бюро по госзакупкам. А при выборе претендентов методом переговоров жалобы не влияют на заключение договора, он может быть оспорен уже только через суд. Lattelekom и MicroLink: соперники или друзья?

Sonex Riga не первый раз участвует в подобном конкурсе. Аналогичный проходил в 2002 году. Будучи литовской компанией, Sonex Riga в то время только вышла на наш рынок и чувствовала себя не совсем уверенно. Поэтому она подала заявку совместно с компанией DTA как субподрядчик. Однако комиссия заявила, что DTA продает программное обеспечение и обслуживанием "железа" заниматься не может. "Что за абсурд? В нашем предложении было ясно написано, что Sonex Riga — субподрядчик и именно мы берем на себя все обязательства по установке и обслуживанию компьютеров. Но нас просто выбросили из конкурса без каких-либо объяснений", — вспоминает Я.Ушвилс.

Так как местные фирмы в прошлогоднем конкурсе отсеялись сразу, претендентов осталось двое — MicroLink и Lattelekom. "Для того чтобы в тендере победил MicroLink, нужно было, чтобы другой участник запросил за компьютеры цену на порядок выше. И что же? Предложение MicroLink оценивалось в 100 тыс. латов, Lattelekom запросил 500 тыс. латов. Естественно, комиссия должна была предпочесть более "дешевого" претендента. Вроде все легально. Но с такими оборотами, как у Lattelekom, этому предприятию вообще не имело смысл бороться в этом конкурсе. Зачем им капля в море? Lattelekom мог бы сразу пойти как субподрядчик того же MicroLink. С финансовой точки зрения, это было бы намного разумнее. Но тогда остался бы всего один участник, и конкурс не смог бы состояться. Сдается мне, что Lattelekom специально подал собственную заявку, искусственно завысив цену, чтобы выиграл MicroLink. Не за это ли нашему монополисту, теперь уже, правда, бывшему, достался договор на обслуживание компьютеров в течение трех лет?" — считает Я.Ушвилс.

Отказали без причин

На этот раз право поставить 1111 компьютеров для школ получила фирма BIT, услуги которой обошлись государству в 526 тысяч латов. В свою очередь Sonex Riga предлагала компьютеризировать школы за 426 тысяч. Разница — ровно в 100 тысяч. "В прошлом году разница между ценой MicroLink и нашей вообще равнялась 900 тысячам латов. Сколько на эти деньги можно было еще приобрести компьютеров? Точно не скажу, но сейчас государством закупаются самые дорогие — фирмы Hewlett Packard. Зачем?" — недоумевает Я.Ушвилс.

А вот как проходила процедура тестирования компьютеров. "Все компьютеры НР показали себя на одном уровне. А наши — IBM — черный экран и что-то мигает, — вспоминает шеф Sonex R­ga. — Нам сказали, что они зависли. Мы поинтересовались: а программная версия какого года используется? Оказалось, 2000-го. Но она же для наших машин устарела! И вообще, почему не взять оригинальную дискету и не открыть ее при нас?"

Если в процессе переговоров комиссия вынесла решение, то независимо от того, заключен договор с победителем или еще нет, каждый претендент может ознакомиться с конкурсным протоколом. "Когда я попросил показать протокол, то мне в этом отказали. Думаю, на тот момент этого протокола вообще не было — заключали задним числом", — считает г-н Ушвилс. Протокол он увидел только через неделю: те пункты, по которым комиссия дала отказ — просто смешны. "Например, претендент "не выразил уверенности", что он сможет выполнить такой большой объем работы в срок! — смеется глава Sonex Riga. — Да мы в день собираем от 80 до 100 компьютеров. Заказ мог быть готов уже через 10 дней. Кроме того, в протоколе было написано, что в фирме работают пять человек, хотя на самом деле их 14. При этом конкурсная комиссия приходила на фирму с проверкой и видела штат сотрудников. В общем, что ни пункт отказа — то явный бред".

Когда оценку дают конкуренты

На днях Бюро по надзору за закупками признало необоснованным отклонение предложений, поданных компаниями Sonex Kompiuteriai и IBM Latvija. Бюро считает, что претензии устроителей конкурса носят формальный характер и что по этим самым причинам могли быть отклонены все поданные на конкурс предложения. "Когда я ознакомился с протоколом проведения конкурса, столкнулся с весьма интересным нюансом — наше предложение оценивала не конкурсная комиссия, а наши конкуренты. Это вообще не лезет ни в какие ворота!" — заявил Я.Ушвилс. В руки Kb попал запротоколированный разговор между заместителем председателя комиссии Янисом Бичевскисом и Харием Галсом, руководителем победившей фирмы BIT:

Я.Б. — Считаете ли вы, что у Sonex Kompiuteriai цена на компьютеры необоснованно низкая?

Х.Г. — Мы исследовали, как добиться такой стоимости. Можем подготовить для вас сообщение.

Я.Б. — Сделайте это на завтра.

Х.Г. — С удовольствием.

О сути сообщения протокол умалчивает, однако г-н Галс в нем сослался на то, что Sonex не дает на свою продукцию гарантии, дескать, поэтому у них и предложение дешевле. "Неправда. Мы давали гарантию на три года, — утверждает г-н Ушвилс. — Просто некоторые члены комиссии были заинтересованы в том, чтобы победила именно фирма BIT. Как объяснить то, что второй год подряд вместо компьютеров по 100 латов закупаются совершенно аналогичные, но по 150? Вы представляете, сколько компьютеров можно было бы дополнительно приобрести на эти деньги?"

В свою очередь Янис Бичевскис настаивает на том, что комиссия выбрала самое выгодное предложение. Так как процедура закупки проверялась уже после заключения договора, бюро не имеет права его приостановить или оказывать какое-либо другое влияние. "Результаты проведенной проверки могут помочь фирме Sonex Kompiuteriai, лишь если она подаст в суд на организаторов конкурса", — заявила представительница Бюро по госзакупкам Агнис Тильля. Будет ли Sonex Riga судиться — пока неизвестно. Как один из вариантов — Я.Ушвилсу предлагали согласиться на компенсацию за нанесенный ущерб в размере… 250 латов. Он отказался, так как ждет оценки по этому делу от другого бюро — по борьбе с коррупцией (KNAB).

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!