Foto: Māris Morkāns
Два судьи Конституционного суда — Янис Нейманис и Гунар Кусиньш — опубликовали в официальном издании Latvijas Vēstnesis отдельные мнения в связи со сносом советских памятников. Большинство судей КС 7 декабря 2023 года признали, что нормы закона, обязывающего самоуправления снести прославляющие советский или нацистский режимы, соответствуют Сатверсме.

Податель жалобы в Конституционный суд — Даугавпилсская городская дума — оспаривала ряд норм Закона "О запрете экспонирования объектов, прославляющих советский и нацистский режим и их демонтаже на территории Латвийской Республики", согласно которым самоуправления были обязаны снести памятники до 15 ноября 2022 года. Дума утверждала, что государство, обязав самоуправление снести памятники, не предоставило самоуправлениям финансирование и вмешалось в их автономные функции. В иске Даугавпилсское самоуправление настаивало на том, что Сейм, приняв соответствующий закон, вступил в противоречие с 1-й статьей Сатверсме, гласящей, что Латвия является независимой демократической республикой и 101-й статьей Сатверсме, согласно которой у каждого гражданина Латвии есть право в установленном законом порядке принимать участие в деятельности государства и самоуправлений.

В утвержденный правительством список объектов, подлежащих демонтажу, попали два памятника в Даугавпилсе. Это памятник воинам Красной Армии, расположенный на улице 18 ноября, в бывшем сквере Славы, и памятник воинам 360-й стрелковой дивизии Красной Армии. Мэр Даугавпилса Андрей Элксниньш долгое время пытался добиться того, чтобы памятники не были снесены. Однако в конце октября памятнике в Даугавпилсе все же были демонтированы.

Свой вердикт Конституционный суд вынес лишь спустя год. Теперь выясняется, что среди судей не было единодушия.

Судья Конституционного суда Янис Нейманис заявляет в своей публикации в Latvijas Vēstnesis, что не согласен со многими выводами приговора.

Конституционный суд сделал вывод, что упомянутые в законе объекты не включены в реализацию автономной функции самоуправления — заботу о культуре, поскольку памятники были инструментом советской пропаганды и соответственно, их существование противоречит принципу непрерывности Латвийской государственности.

В свою очередь, судья Конституционного суда Гунар Кусиньш, который долгие годы возглавлял Юридическое бюро Сейма, также пишет в Latvijas Vēstnesis, что не может согласиться с выводами большинства коллег о том, что первая часть 8-й статьи закона соответствует 1-й и 101-й статьям Сатверсме. Эта норма закона гласит, что демонтаж объектов на паритетной основе финансирует государство и самоуправление, на территории которого находится объект. Кусиньш подчеркивает, что обязанности снести памятники была возложено на самоуправление тогда, когда городской бюджет был уже утвержден — и нужно было изыскивать деньги дополнительно, из средств на непредвиденные расходы.

Lai turpinātu lasīt, iegādājies abonementu.

Lūdzu, uzgaidi!

Pielāgojam Tev piemērotāko abonēšanas piedāvājumu...

Loading...

Abonēšanas piedāvājums nav redzams? Lūdzu, izslēdz reklāmu bloķētāju vai pārlādē lapu.
Jautājumu gadījumā raksti konts@delfi.lv

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!