В этом году внимание всего мира привлекла к себе 16-летняя экоактивистка из Швеции Грета Тунберг ― не только протестной деятельностью и тем, что ее номинировали на Нобелевскую премию мира, но и своей особенностью: у Греты синдром Аспергера. Этот диагноз не чужд и нам ― в Латвии немало детей с таким же синдромом.

Самое главное, что нужно знать о синдроме Аспергера, одном из расстройств аутистического спектра (РАС): это ― не болезнь. Все расстройства аутистического спектра связаны с нарушением развития головного мозга, которое влияет на коммуникативные способности человека, на его восприятие мира. Чтобы получить полное представление об этом синдроме, портал DELFI побеседовал с психиатром, и.о. заведующего отделением психиатрии Детской клинической университетской больницы Никитой Безбородовым и многодетной мамой Илзе (имя изменено), которая поделилась опытом воспитания ребенка с синдромом Аспергера.

Грета Тунберг ― не единственная известная личность с синдромом Аспергера. Такой же диагноз поставлен британской певице Сьюзан Боул, оскароносному актеру сэру Энтони Хопкинсу, американской актрисе Дэрил Ханне и вдове Курта Кобейна Кортни Лав. В публикациях многих психиатров и психотерапевтов высказываются предположения, что синдром Аспергера был и у ученого Альберта Эйнштейна, "отца" компьютера Алана Тьюринга, художника Энди Уорхола и даже у композитора Вольфганга Амадея Моцарта.

Какие отличительные признаки синдрома можно заметить в пламенной речи Греты Тунберг? Безбородов сказал, что диагноз по видео поставить нельзя, но шведским коллегам можно доверять ― в этой стране психоадиагностика находится на высоком уровне. "Исходя из того, как она общается и говорит на публику, я бы сказал, что определенно есть признаки, которые могут свидетельствовать о наличии расстройства аутистического спектра. У Греты одна и та же манера говорить, выражение эмоций. То, что люди замечают несоответствие между сказанным ею и ее мимикой, интенсивностью эмоций, очень характерно для аутистического спектра. Как и увлеченность одной идеей, в случае Греты это ― климат. Решение пойти и сесть у шведского парламента вряд ли появилось бы в голове у другого 14-летнего ребенка ― это тоже может свидетельствовать об особенностях коммуникации и взаимодействия с окружающими", ― поделился наблюдениями психиатр.

"Самое сложное в аутистическом спектре ― то, что ребенку, а позже ― и взрослому (потому что это не проходит после 18 лет), трудно социализироваться, общаться, остается тенденция к созданию стереотипных моделей поведения", ― рассказал Безбородов об общих чертах разных видов расстройств аутистического спектра.

Lai turpinātu lasīt, iegādājies abonementu.

Lūdzu, uzgaidi!

Pielāgojam Tev piemērotāko abonēšanas piedāvājumu...

Loading...

Abonēšanas piedāvājums nav redzams? Lūdzu, izslēdz reklāmu bloķētāju vai pārlādē lapu.
Jautājumu gadījumā raksti konts@delfi.lv

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!